Екатерина Юрьевна Степная

Автор техники АНКАРС и руководитель худ. мастерской «АНКАРС». Член МОООСХ и Творческого Союза Художников России. Имею серебряную медаль от Творческого Союза Художников России «За вклад в отечественную культуру». Занимаюсь дальнейшей разработкой техники АНКАРС, созданием авторских работ в этой технике, преподаю курс АНКАРС в Москве по своей авторской методике, провожу выставки своих работ и работ своих мастеров, пишу книги по АНКАРСу, создала и веду сайт ankars-club.ru.

«По первой, «девичьей специальности», — инженер-системотехник, закончила Московский Энергетический институт, факультет Автоматики и Вычислительной техники. Первая специальность до сих пор очень помогает мне в работе. Все, что связано в ней с компьютером, — верстка материалов для моих курсов и публикаций, документация по нашим выставкам, работа над сайтом, — я делаю сама, и профессиональная подготовка позволяет мне работать достаточно оперативно. Сейчас моя должность называется — руководитель художественной мастерской «АНКАРС». Вот уже 13 лет я преподаю, и поэтому, наверно, преподаватель. Разрабатываю модели украшений и аксессуаров. Используя мой дизайн, мои ученицы потом создают свои работы. Так что я, видимо, дизайнер. Организую и провожу выставки – менеджер.

Слово « АНКАРС » появилось в 1996-м году. Дело в том, что мы довольно быстро развивались. Ограничиться классическим фриволите оказалось просто невозможно. Практически сразу мы начали вносить какие-то свои дополнения в классические схемы, потом появились авторские схемы. Стало интересно попробовать работать с нетрадиционными для фриволите материалами (те самые «тонкие скользящие нити»), и вскоре мы полностью перешли на них, разработав соответствующую технику плетения. На базе классического многослойного цветка А.Розанова разработала ряд объемных многослойных элементов, которые потом использовала во многих своих авторских работах. Принцип выполнения этих элементов показался мне нерациональным (слои выполняются с отрывом нити, приходится заправлять концы нитей, остающиеся от каждого слоя, необходима послойная обработка до сборки элемента — возникает вопрос, как же быть, когда возникнет необходимость постирать работу — неужели разбирать обратно на составляющие слои?), поэтому в своих объемных элементах я использую другой подход — они выполнены без отрыва нити. Были разработаны различные способы декорировки основы. Творчество увлекает. Это особый язык, освоив который, хочется на нем говорить, потому что, он позволяет выразить, облечь в материальную форму то, что нельзя выразить иначе. К тому же этот процесс увлекал меня с детства. На протяжении всех своих школьных лет я рисовала орнаменты, у меня до сих пор хранятся несколько толстых тетрадей с ними. Для меня это был один из способов познания мира и общения с ним, поэтому, вдруг занявшись декоративно-прикладным искусством, я оказалась в своей стихии.

Вскоре наши работы уже значительно отличались от традиционного фриволите. Нас постоянно спрашивали на выставках, как называется техника, в которой мы работаем. Причем спрашивали люди, хорошо владеющие классическим фриволите. Стало понятно, что нашему детищу пора дать имя. И мы назвали его « АНКАРС ». Это аббревиатура из имен и фамилий А.Розановой, Е.Степной и А.Сафоновой. Анжелла Сафонова закончила учебный курс тогда еще фриволите у А.Розановой, ее первые авторские работы появились еще в то время, когда техника АНКАРС не была так названа, и описание некоторых из этих работ включено в учебный курс АНКАРСа, поэтому в аббревиатуре есть ее буквы тоже. Таким образом, слово «АНКАРС» появилось в 1996-м году, но сама техника сформировалась раньше, первые работы в этой технике — это приблизительно 94-й год. А я работаю в этой технике с самого начала. «

Фрагмент интервью Ирины Астаренко